Методика

Тайна гортани.
Послание в будущее

Положение обучающихся вокалистов в настоящее время настолько трудное и критическое, что выбраться благополучно из него певцам практически невозможно из-за отсутствия точного представления, как петь, где рождается звук и куда его посылать. Вокальная школа в нашей стране несовершенна, нет образцовой методики пения, отсюда искалеченные голоса и судьбы многих музыкантов после некоторых учебных заведений. Техника произношения гласных и согласных до сих пор не нашла достаточно широкого и полного освещения данной проблемы в специальной литературе. По этой причине нарушается художественное исполнение и теряет свою убедительность, органичность, естественность. В деятельности вокального педагога много общего с деятельностью врача. Необходимы знания анатомии и физиологии певческого аппарата как инструмента. Техника, проведенная через сознание, является результатом кропотливой работы педагога и ученика над гласными, которые озвучивают согласные. Эта работа приводит к желаемому результату - принципу единства художественного и вокально-технического развития. Надеюсь, что этот труд во имя любви к человеку искусства поможет педагогам-энтузиастам своевременно раскрыть природные задатки начинающих певцов, а зрелым вокалистам продлит их творческую жизнь.

Работая много лет с музыкантами, окончившими средние и высшие учебные заведения, возвращая природу звучания их голосов, я решила рассеять туман и фантастику, которыми окружены вопросы постановки речевого и певческого голоса. Переворошив огромное количество литературы, я пришла к выводу, что любая брошюра из множества изданных и издаваемых трудов по вокальной педагогике не отвечает на вопросы: где? куда? как? "В мире можно встретить такое количество владеющих секретами итальянской манеры пения, как стилем " Bell canto" , что эти понятия давно уже должны были бы девальвироваться в сознании большого количества людей, стремящихся петь легко и красиво. За все годы существования вокальной педагогики вопросов накопилось больше, чем ответов!!" - Ламара Никитина, журнал " Мелодия", август 2006 г. Я преподаю 36 лет певцам, поток которых не уменьшается. В консультациях никому не отказываю, но всех обучать не хватает времени. В таких случаях предлагаю присутствовать на моих занятиях, чтобы понять, чем я занимаюсь и какова моя метода. К тому же надо привыкнуть к терминологии, которая отличается от той, с которой знакомы вокалисты. Данный психологический процесс необходимо осознать, а для этого требуется время. Многие вокалисты присутствуют на занятиях очень долго, настойчиво. Тогда можно решить, насколько певец понял мою методику и нуждается в новом для него подходе к процессу обучения. Нет единых принципов вокальной техники, таких правил, которые помогли бы педагогам и будущим певцам говорить на одном языке, чтобы ученик точно знал, к чему он должен стремиться. Я всегда недоумевала, почему знания анатомии и физиологии гортани не помогают педагогам, которые обучают будущих вокалистов. Педагог не может правильно сформулировать задачу, забывая о том, что, прежде всего, надо обратить внимание ученика на гортань - основной орган, в котором рождаются гласные звуки, и уровень звука на всем диапазоне остается именно там, где находится голос. Задачи, которые я пыталась решить на протяжении всей моей учебы и концертной деятельности, наконец решены, но для понимания этого и принятия профессиональной вокальной средой нужно время.

Антон Павлович Чехов однажды написал: "Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной, надо работать, имея в виду только будущее". Этот курс я и держу, так как в своей методике открываю принципы, к которым нужно прийти, будучи психологически готовым принять новые открытия и усвоить их.

В течение пяти лет я проводила мастер-класс в Австрии, в Международной летней академии при Моцертеум(е), по приглашению профессора Рочека. Именно тогда мне пришла мысль - осуществить психологическую разрядку учащихся и снять напряжение с помощью юмора (шуток) с целью облегчения восприятия новых знаний. Я решила довольно лаконично сформулировать отгадку, на которой основывается моя методика. Во время учебы на моем творческом пути существовали только одни загадки, касающиеся техники пения.

В чем же тайны гортани и успех звучания голоса? Ваш инструмент - связки и воздух (трахея, бронхи, легкие), составляющая часть голоса, - находятся в теле. Человеческий голос, являясь духовым инструментом, озвучивает тело. Звук, т.е. гласная, рождаясь в гортани, идет за вдохом и озвучивает его. Таким образом, появившаяся звуковая волна при начале звука распространяется там, где есть воздух, - это головной резонатор - гайморова полость и лобные пазухи, грудной резонатор - бронхи, состоящие из воздушных альвеол. "Резоно" означает отклик. Таким образом, головной резонатор, откликаясь на звуковую волну, дает яркость и полетность, а грудной - объем и силу. Происходит их соединение, и звучание становится красивым и органичным.

Первая функция гортани - подача воздуха в организм, благодаря этому мы дышим и живем, вторая функция - это воспроизведение слова, состоящего из гласных и согласных. Гласная - звучащая, согласная - незвучащая, зависит от гласной. Благодаря гласным, рожденным в гортани (вибрации), мы говорим. Разговорная гласная короткая, а природа пения - это долгая гласная. Где же поместиться долготе, которая требует пространства? Оказывается, тело, в котором находится воздух, и является тем пространством, где помещается долгая гласная. И посыла звука из себя быть не может, так как его выталкивание мешает выдоху. Пение - это и так выдох, которым мы не управляем, зачем же ему мешать? Мы владеем вдохом, он "нападает" на связки (атака), связки, в свою очередь, открывают голосовую щель, т.е. подготавливают "инструмент" к работе, и пропускают воздух по трахее, бронхам в легкие, а звук - гласная - тем временем идет за вдохом и его озвучивает.

Таким образом, произношение гласных в полости рта и глотки (небо, задняя стенка глотки, корень языка) не участвует, глотка, функция которой глотать, расслаблена, свободна, узость и зажатость гласа исключены. И самое главное в этом - путь в гортань будет свободным, она будет открытой, получая вдох, освобождая мышцы и слизистую глотки от травмирования.

Вы добьетесь покоя лица (оно должно оставаться красивым), удобства и удовольствия в пении, оставив гортань в покое, как при разговоре. И мы подтвердили, что пение - это разговор на долгой гласной, которая, рождаясь в гортани, остается в ней же (гортань -инструмент) на месте разговорной речи. А тон дает организм (нервная система, мозг, уши).

Для того чтобы понять все это и достичь правильного результата, нужно иметь достаточное количество времени, терпения и мысли. Таким образом, первый принцип пения - начало звука и озвучивание тела, заполненного воздухом (духовой инструмент). Второй принцип - рождение гласных в гортани, в которой они и остаются на всем диапазоне, а тон дает организм - нервная система, мозг и уши.

Схема гортани
Схема гортани

Меня долго занимало, что означает выражение: "Чем выше, тем ниже". Вот разгадка: воздух ведет за собой долгую гласную, которая стремится на опору. Таким образом, ход к верхнему регистру открыт. Психологический барьер восприятия и воспроизведения певцом верхних нот исчезает. Регистры однородны, настроены по уровню грудного регистра.

Упражнение

Возьмите для пропевания любое слово из своего репертуара. Следует представлять долгую гласную, не вмешиваясь в физиологию организма (не проталкивать). Первая гласная всегда долгая; озвучивая воздух, она опирается на него. Вторая гласная продолжает первую, идя по ее пути, так как стремится на опору. И также - все последующие гласные. Долгие гласные (певческие) делают разборчивым слово, дают льющийся звук (Legato) и мелодию, без которой нет музыки. Например, при пропевании слова "ой" гласная "о" меняется на согласный "й", который остается на том же уровне, что и "о", т. е. рождается в гортани: необходима одна линия долготы. В слове "моя" (ма-а-я) остается открытой гортань после "ма", следующая "а" - там же, где и "ма" (т. е. согласный "м" озвучивается гласной "а", так как согласный означает согласованность), и т.д. "Печаль" (пе-е-ча-ль): каждый последующий гласный пропевается на уровне предыдущего, на "ча" поется дальнейшее "пе". Таким образом озвучивается любое слово.

Я абсолютно убеждена, что проблема постановки речевого и певческого голоса мною успешно решена. Наступило время помочь педагогам и певцам говорить на одном языке. Я долго думала о том, что пройдет много времени, прежде чем идея станет былью. На пути - бюрократические препоны, а главное - требуется психологическая перестройка, чтобы идея, или, как принято сейчас говорить, проект, со временем стала частью слаженной системы продвижения открытий. Основным условием научного процесса должно быть преодоление общепринятых, претендующих на непогрешимость теорий, перестройка учебного процесса. Гортань - это тысячи лошадиных сил энергии, которые должны быть включены в работу вибрации - звук. Красивый тембр и ваша природа восторжествуют, и вы вспорхнете на вдохе вместе с музыкой!

Эту методику доказали мои ученики-"учебники": Елена Заремба, Светлана Качур, Елена Долгих, - пять Заслуженных артистов РФ: М. Лапина (солистка Большого театра), С.Мурзаев, В.Кошубаева, Т.Куинжи (солистка театра "Геликон-опера"), А.Цилинко (солист детского оперного театра Н.Сац). Среди них - 2 лауреата премии "Золотая маска". Лауреаты Международных и Российских конкурсов: Е.Капустин, П.Быков, Л.Молина. Солисты Большого театра: Р.Муравицкий, А.Григорьев. Певцы: Л.Бондарь, А.Юрьева, Ю.Ильчук, Ж.Смолего, И.Винская, Н.Владимирская (солистка театра Станиславского и Немировича-Данченко), Д.Муравицкая, И.Морозов (солист театра г.Грац, Австрия), В.Спорышев, С.Фетисова, И.Игнатовская, Т.Браун, Т.Урумидис, Т.Пашкова, Н.Фаустова. Я горжусь их успехами.

Гертруда Троянова