И мастерство, и вдохновение!

Есть области человеческой деятельности, в которых, кажется, невозможно сказать ничего принципиально нового. Если мы заговорим о медицине, праве или воспитании детей, то столкнёмся с великим множеством мнений, суждений, заблуждений, открытий. И, главное, каждый по-своему будет прав или неправ. Но собственный опыт, и немалый, есть почти у всех.

С вокалом, с пением дела обстоят ещё серьёзнее. В мире можно встретить такое количество специалистов, эксклюзивно, как сейчас говорят, владеющих секретами итальянской манеры пения или стилем бельканто, что сами эти понятия давно уже должны были бы девальвироваться в сознании большого количества людей, стремящихся петь легко и красиво, петь, по меньшей мере, как в Ла Скала.
А ведь любой человек, едва родившись, возвещает миру: «Я пришёл к вам» — через свой Голос. Ещё находясь в утробе, мы различаем самый родной и единственный - Голос матери. И далее он (Голос) всю жизнь с нами: и в радости, и в горе незаметно, как дыхание он сопровождает нас вплоть до последнего вдоха. Не случайно говорят - навеки умолк.
Самый естественный, простой и, одновременно, волшебный инструмент, которым Создатель наградил каждого из нас - наш Голос - тем не менее, непонятным и весьма загадочным образом являет свою истинную красоту только в очень редких, скорее даже исключительных случаях. За все годы существования вокальной педагогики вопросов на этот счёт накопилось больше, чем ответов.
В июне 2006-го года отметила свой юбилей Гертруда Михайловна Троянова. Имя этого Мастера известно в вокальных кругах Москвы и Вены, Праги и Женевы, Зальцбурга и Дрездена. Но, она уже очень давно не выступает и не числится преподавателем престижных вузов, да и вообще нигде не числится, никому не подчиняется, ни перед кем не отчитывается, а просто служит ему - Голосу.
А начиналось всё на Украине, в городе Херсоне в семье военнослужащего. Две девочки, две дочки - Тамара и Гертуся распевали на два голоса, развлекая пассажиров поезда дальнего следования, так как семья довольно часто отбывала к новому месту службы отца. Младшей — всего два года, но она была уже признанной примой, ибо пела всегда и везде с неосознанного возраста. Родители всячески поощряли увлечение детей, а младшей дали прямо-таки оперное имя - Гертруда! Вот она и пела: в школе, в пионерских лагерях, в ансамблях, во время войны (в эвакуации в г.Чкалове, ныне - Оренбург) - для раненых в госпиталях, аккомпанируя себе на аккордеоне.
По возвращении в Москву, девушка оканчивает музыкальную школу и поступает сразу на 3-й курс музыкального училища им. Ипполитова-Иванова в класс к Е.А. Ечоховичу.
Летом 1948-го года Гертруда с лёгкостью преодолевает конкурсные испытания и поступает на вокальное отделение Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных в класс к Н.П. Франковской - в прошлом оперной певице, прекрасному музыканту и человеку.
Учёба шла очень успешно, и результаты не заставили себя ждать. Уже в конце 2-го курса на отчётном концерте, который состоялся в Октябрьском зале Дома Союзов, пришёл первый успех. Буквально сразу после концерта ректор института сообщил студентке, что она рекомендована на отборочный тур к фестивалю молодёжи и студентов в Берлине. Прослушивание проходило в Малом зале Московской Консерватории в 1950-м году. Выступление Гертруды вызвало овацию зала, повергнув молодую исполнительницу в недоумение - ещё кланяться или уже можно уходить... А на следующий день позвонили из Большого театра с предложением придти к заведующему оперной труппой для переговоров. Как потом выяснилось, в жюри, которое слушало молодых певцов, была В.В. Барсова. Она обратила внимание на Гертруду и рекомендовала заведующему оперной труппой А начиналось всё на Украине, в городе Херсоне в семье военнослужащего. Две девочки, две дочки - Тамара (Д.С. Мчедлидзе) прослушать молодое дарование. Здесь, наверное, впервые так ясно проступила та черта личности Трояновой, которая будет определять весь ее дальнейший творческий и жизненный путь: бескомпромиссность в принятии решений, особенно если это касается пения, чрезвычайная требовательность к качеству исполнения, постоянное стремление к самоусовершенствованию. И необычайная скромность, полное отсутствие всякой амбициозности. «Я поблагодарила, сказав, что не чувствую уверенности и готовности петь в театре, так как учусь на 2-ом курсе и многого ещё не умею».
Уже тогда студентку интересовали вопросы вокальной методики. «Меня интересовал вопрос, - говорит она, - существует ли вокальная техника,
зная которую и работая над ней можно придти к Мастерству?» Решение -увы! - было принято: Большой театр может подождать, а вот вопросы культуры эвукоизвлечения волновали прямо сейчас.
Судьба и дальше окружала Гертруду Троянову талантливыми и интересными людьми. В оперном классе института ей посчастливилось учиться у таких мастеров, как Б.А. Покровский, Ю.В. Муромцев. Камерный класс вела замечательная Н.Н. Делициева, с которой было подготовлено несколько интересных программ из произведений композиторов разных эпох.
Ещё одно событие чрезвычайно важно в этот период - знакомство и последующая дружба с Евгением (тогда просто Женей) Светлановым. А с его первой женой, прекрасной пианисткой, концертмейстером - Ниной они общаются и по сей день. Гертруда в то время неоднократно выступала с ними. Особенно запомнился концерт из произведений Е.Светланова в ВТО, где Троянова исполняла его романсы. Но, опять обратим внимание на то, что ни тогда и никогда после ни с одной просьбой к всемирно известному дирижёру она не обращалась, а могла бы.
После дипломного экзамена, на котором выпускница института Троянова блестяще исполнила Песню Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова, к ней подошла сама Е.Ф. Гнесина и выразила желание подарить свой портрет с автографом на память!
После окончания института жизнь пошла своим чередом: семья, ребёнок, бесконечные переезды за любимым мужем — военным дирижёром. Одесса, Прибалтика, снова Москва.
Затем наступил так называемый конкурсный период, через который проходят многие молодые музыканты. Здесь Г.Троянову ожидали три победы:
В 1956-м году она стала дипломантом Всесоюзного конкурса вокалистов, в 1957-м - лауреатом Всесоюзного конкурса им. А.С.Пушкина, в 1958-м - лауреатом Всесоюзного конкурса им. С.В.Рахманинова.
Победы на конкурсах, успешные выступления с концертами в Прибалтике, Одессе, горячая поддержка слушателей, с одной стороны, и огромная внутренняя неуспокоенность, неудовлетворённость собой, с другой стороны, часто наводили певицу на мысль о необходимости ещё серьёзно учиться, чтобы найти ответы на волнующие её вопросы самой технологии певческого процесса. Троянова обращается к педагогам Е.А. Кангеру и Г.Г. Агамаляну. Замечательные, очень опытные мастера, тем не менее, не смогли до конца ответить на все вопросы пытливой ученицы, да и, наверное, это сделать было невозможно, так как уже в то время у Трояновой стала постепенно складываться своя система обучения пению. Перефразируя известную поговорку, можно смело утверждать: сколько голов - столько различных приёмов звукоизвлечения. Вот уж поистине, каждому своё...
Внезапное и совершенно необъяснимое для многих решение о прекращении на время певческой карьеры Гертруда приняла без сожаления. Никаких компромиссов! Она на 3 года уходит работать в Статистическое управление... Когда через несколько лет певица попыталась петь конкурс в филармонию, удивлению комиссии не было предела - надо ли возвращаться к пению после такого перерыва?
Вскоре Гертруду приглашают на работу во Всероссийское гастрольное объединение. Она получает одобрение и поддержку таких корифеев сцены, как Н.А. Казанцева, Д.Я. Пантофель-Нечецкая, В.В. Познанский. К этому времени относится и первый удачный педагогический опыт. Он был связан с певицей И.Подошьян, выпускницей творческой мастерской эстрадного искусства. Троянова смогла помочь ей в освоении правильного звучания, в дальнейшем это привело к успеху и многолетней работе на эстраде.
Певческая карьера самой Гертруды продолжала развиваться успешно. И, наконец, наступил долгожданный момент. Нет, не Большой театр. В 1964-м году было получено сразу два предложения, одно другого заманчивее: от А. Волконского в знаменитый ансамбль «Мадригал» и от Л. Маркиза в его великолепный камерный ор кестр. Певица с радостью принимает предложение Л. Маркиза. Это стало воплощением её давней мечты - петь старинную музыку с камерным оркестром, с блестящими музыкантами. В течение пяти лет она пела музыку Д.Перголези и А.Вивальди, И.Баха и В.Моцарта, Ф.Генделя и Г.Перселла, Д. Каччини и Э.Асторга... Концерты проходили в лучших залах Москвы, Ленинграда, Петрозаводска, Перми, Красноярска. Переполненные залы, восторженные приёмы публики, казалось, всё только начинается. Голос звучал превосходно, чисто, красиво, стройно и уверенно, легко и наполненно. Но эта радость закончилась так же внезапно, как и началась. В 1969-м году Л.Маркиз покинул оркестр, а вскоре эмигрировал из страны.
Это был, видимо, переломный момент в жизни Гертруды. Она не бросилась в театр, не обратилась к известным людям, которые знали и ценили её. Нет, она пошла дальше своим путём.
В Московской областной филармонии у Трояновой появились ещё две ученицы -Э.Масловаи и Р.Киселёва, а затем и Г.Гришина. Все они после занятий постепенно выравнивались, делали в пении успехи, что, безусловно, вдохновляло их педагога. Многие певцы, особенно перед ответственными моментами своей карьеры, стали обращаться к Гертруде Михайловне за помощью. Она с удовольствием и радостью делилась секретами своего мастерства, тем бесценным багажом, который накапливался и вынашивался много лет.
По воле случая открылась ещё одна грань дарования Трояновой, её методики. Как-то на приёме у терапевта она познакомилась с молодой женщиной - актрисой театра «Ромэн», которой предстояла операция по поводу заболевания связок. После одного месяца занятий с педагогом состояние больной настолько улучшилось, что профессор-отоларинголог посоветовал и дальше заниматься, а о врачах забыть... На уроках в классе у Гертруды Михайловны можно встретить актёров, музыкантов разных профилей: дирижёров-хоровиков, гобоистов, саксофонистов, валторнистов. Люди забывают о таких болезнях, как ларингит, трахеит, а также обо всех хронических заболеваниях верхних дыхательных путей!
Успехи учеников окрыляли и давали право думать о правильности выбранного пути. С этого времени педагогическая деятельность становится главным смыслом жизни Гертруды Михайловны. Задачи определены так: помочь своевременно раскрыть природные задатки начинающих певцов, зрелым - продлить их творческую жизнь и «рассеять туман и фантастику, которой окружены вопросы постановки певческого голоса». Это только видимая часть айсберга.
Любая книга из множества издаваемых трудов по вокальной педагогике, по большому счёту, не отвечает на главный вопрос - как? Закрывая последнюю страницу добросовестно изученного очередного пособия, явно не запоёшь. Да и понятно, что описать до конца это магическое действо, видимо, невозможно. Поэтому стотысячекратно возрастает роль живого наставника-педагога, с которым и «душа в душу, и одна голова хорошо, а две лучше» - народная мудрость бездонна, а суть проста и вечна. Мастер и Учитель ведёт по лабиринтам профессии кратчайшим путём, освещая собой этот нелёгкий, загадочный, вечно меняющийся и такой манящий мир, где всё получится, где всё звучит, где можно реализовывать самые смелые мечты и фантастические проекты. Ученик обретает гармонию в душе а, главное, совершенство в идеально настроенном своём, особом, только ему одному данном голосе, который звучит естественно, природно, просто и прекрасно.
Давайте вспомним выступления некоторых певцов и певиц, начинающих и уже опытных музыкантов. Зрелище, зачастую, не из приятных. Мы видим или ощущаем явный дискомфорт в самом процессе : лица напряжены, идёт тяжёлая работа, главный вопрос в глазах - возьмётся или не возьмётся высокая нота... А ведь всего такого не должно быть в принципе! Троянова же слышит каждую мышцу этого большого духового инструмента - человека, идеально настраивая звучание всех частей, полостей, «клапанов» и бог знает ещё чего, настраивая каждого на самый естественный Его тон, отбрасывая лишние призвуки, разжимая и высвобождая все внутренние резервы для звукового полёта. Не случайно как-то на уроке маленький ученик 10 лет от роду спросил удивлённо, услышав от педагога просьбу расслабить затылок: «А Вы так хорошо слышите потому, что у вас уши не как у всех? - И, помолчав, добавил: Такие большие».
Стали появляться всё новые и новые ученики. Это были люди разных возрастов, профессий, званий. Всех их объединяло стремление петь красиво и свободно, мягко и необыкновенно чисто. Для этого совершенно не требовалось первоначально поражать педагога громкостью и силой звучания. На первый взгляд покажется даже странным, кого Гертруда Михайловна берёт в ученики. Она слышит звучание данного человека, слышит его суть, его природу и помогает её обрести. Как мощный источник излучения, она посылает творческие импульсы, одаривает ими своих единомышленников, ну а кто сколько воспримет...
Вот это очень важный момент. Во всех областях научной и творческой деятельности понятие - школа - означает некий критерий уровня профессионализма, а также преемственность, традиции «ремесла». Но это всегда уникальность и широта таланта Мастера, создавшего и воплотившего её в жизнь. Ученики Гертруды Михайловны так и именуют себя - трояновцы. Некоторые из них, подтверждая мистическую мысль о влиянии имён и фамилий на судьбы людей, действительно как «троянский конь» взрывали изнутри обстановку вокруг себя.
Ярчайшим примером тому может послужить судьба талантливой певицы Елены Зарембы. Сейчас это одна из признанных звёзд мировой оперы, гастрольный график которой расписан на многие годы. В далёком 1979-м году бывшая соученица по Гнесинке Ирина Юрушева обратилась к Трояновой с просьбой проконсультировать свою дочь. Девочка приехала из Новосибирска с твёрдым намерением стать эстрадной певицей. Поступила на вокальное отделение института, но потом что-то случилось, диапазон сократился до квинты! Это грозило исключением, но, главное — рушилась мечта. При первом знакомстве педагога поразило то, что говорила Елена очень низко, а петь пыталась высоко. Это был трудный случай, так как уже присутствовали и комплексы, и страхи, и неверие в себя, и даже отчаяние. Началась кропотливая работа по обретению своего естества, своего вокального «я». В течение двух лет занятия проходили почти ежедневно. Двигались маленькими шажками, то продвигаясь вперёд, то останавливаясь и анализируя причины сложностей и неудач, но шли упорно и постепенно достигли первого рубежа: голос хорошел, появился тембр. В 1986-м году был объявлен конкурс в Большой театр. Лена пела арию Вани из «Ивана Сусанина» Глинки и была принята в стажёрскую группу. Это была огромная победа обеих, начало звёздного пути Зарембы. Гертруда Михайловна вернула Елене её природное контральто. На первых гастролях театра за границей (в Италии) она была признана лучшей певицей Большого театра. Об этом писала вся итальянская пресса. В Милане певица получила весьма выгодные предложения от крупных импресарио. С того времени и по сей день Елена Заремба не приезжает в Москву ни на день - нет свободного времени.
Далее процесс преподавания стал приносить такие результаты, что впору говорить о кузнице солистов, лауреатов, а главное, о большой семье людей счастливых, умеющих обращаться с ним, с Голосом, естественно и легко. Итак, 5 заслуженных артистов России, 2 лауреата премии «Золотая маска», 7 лауреатов Всероссийских и Международных конкурсов. Лучшие ученики являются солистами ведущих оперных театров России, Европы.
Это такие имена, как Елена Заремба, Светлана Качур, Марина Лапина, Сергей Мурзаев, Татьяна Куинджи, Наталья Владимирская, Александр Целинко, Елена Долгих и др.
Мировое признание педагогического мастерства пришло в 1993-м году, как всегда, неожиданно. Ученица из Австрии по имени Штефания буквально заставила снять рекламный видеоролик с выступлениями учеников Гертруды Михайловны и представила его руководителю Международной летней академии музыкального вуза «Моцартеум» в австрийском городе Зальцбурге. «Никаких русских!» — была первая реакция профессора Пауля Рочека. После просмотра кассеты в Москву на Фестивальную улицу госпоже Г.М. Трояновой была послана телеграмма: «Разрешите мне сердечно пригласить Вас вести у нас мастер-класс по вокалу для того, чтобы познакомить студенток и студентов всего мира с Вашим великим искусством педагогики по вокалу». И затем в течение пяти лет (рекордный срок) каждое лето в Зальцбург съезжались ученики со всех концов света. Примечательно, что одни и те же певцы ездили несколько лет подряд, что, безусловно, является исключением из многолетней практики проведения таких мастер-классов.
Сегодня в классе у Гертруды Михайловны Трояновой обучается 25 человек. Многие просто приходят на уроки и слушают, иногда, по несколько месяцев прежде, чем их пригласят к роялю. Некоторые и вообще больше не придут, а будут искать другой источник вдохновенья, или вольются в ряды вечных искателей. А здесь, у Трояновой, уже подрастают новые певцы, будущие Татьяны и Радамесы, Джильды и Германы, Марфы и Отелло...
Тамара Никитина.