Последняя статья Трояновой Г.М "Ритм дыхания и ритм пения"

Ритм дыхания и ритм пения. Начиная свою статью, о ритме дыхания, как основе жизни, мне хотелось бы узнать, задумывается ли человек, неважно какого возраста- какой орган в нашем сложном организме является главным, от которого зависит наше здоровье и хорошее самочувствие. А задумывались ли вы как мы дышим, как попадает кислород в организм, какие он насыщает органы воздухом, чтобы попасть в легкие? Думаю, никто из вас не задумывается, а ведь от знания физиологии зависит и профессия и здоровье, а дыхание является рефлекторным актом. Почему я начала статью с вопроса о дыхании, как об основе жизни. Меня свела судьба с интереснейшим, умным, образованным и неравнодушным человеком — Казиник Михаил Семенович — музыковед, культуролог, писатель, режиссер. Он очень заинтересовался, как неравнодушный музыкант, моим преподаванием пения. До него дошли слухи о моих учениках, которые поют в оперных театрах России и заграницей, их много, а школа одна. Поэтому в июле 2014 года он предложил мне дать интервью на радио «Орфей». Передача состоялась и мы стали друзьями. Как человек, желающий людям познать свет, культуру, литературу, музыку, он проводит в различных городах свою школу, которая длится неделю. На это время съезжаются его поклонники, их много, из разных городов России. Это удивительно — как люди слетаются на энергетику и образованность и знание своего дела. И вот, в июле 2015 года, я была приглашена дать мастер класс в заповеднике Абрамцево , где проходила школа Михаила Семеновича. Я с большим удовольствием приняла приглашение, для меня это было почетно. Таким образом, 10 августа мастер класс состоялся. Это была одна из небольших комнат заповедника, которая являлась залом, где проходили занятия. Присутствующих было много — молодые люди, среднего и пожилого возраста. Первый вопрос, который я задала аудитории был основным: «А знаете ли вы, как попадает воздух (кислород) в организм человека?» Мне пришлось ждать: многие пытались представить попадание воздуха изо рта в легкие. Я была удивленна, так как среди присутствующих были и певцы. И наконец я услышала — связки! Теперь, когда ко мне на консультацию приезжают певцы — это первый вопрос. Так как попадание кислорода в организм — является основой дыхания. Задержка которого и промедление, может стоить жизни. Таким образом, в начале вдоха участвуют: ротовая и носовая полости, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Дыхание обеспечивает газообмен между организмом и внешней средой — в организм поступает кислород, а удаляется углекислый газ. Я не буду давать характеристики каждого органа, из тех что назвала, скажу о самом главном. Гортань: начально - хрящевой отдел дыхательной системой, расположенный между глоткой и трахеей, проводит воздух в трахею и выводит из нее, участвует в образовании звуков, составляющих голос. Гортань это орган, имеющий огромное количество мышц, но нам не нужна ее анатомия, мы заинтересованны в физиологии гортани, то есть в природе. В гортани находятся мышцы — связки, парные эластичные тяжи, заключенные в складки слизистой оболочке гортани. При колебании голосовых связок (вдох, выдох) образуются звуки, составляющие голос. Эти мышцы расположены перпендикулярно гортани. В передней части гортани они соединены, а края уходят к противоположной части гортани. Размер их: у женщин 1,5 см, у мужчин — 2 см. Они бывают тонкие и толстые. Наполненные огромной энергией, так как даны человеку на всю жизнь. Связки смыкаются и размыкаются. Когда человек вдыхают воздух, связки размыкаются и пропускают воздух в организм. Потом опять смыкаются и при выдохе размыкаются. Таким образом, связки все время в движении вдох — выдох (колебание). При этом, когда вдох нападает (атака) на связки, и получившийся треугольник — голосовая щель, пропускает кислород в организм. Этот процесс колебания связок, не прекращается ни на секунду. Утро, день, вечер, ночь. Поэтому они имеют энергию тысячи лошадиных сил. Благодаря им, мы живем. Так же благодаря колебанию, мы разговариваем — образуются звуки, составляющие голос. Снабжение организма воздухом, происходит: вдох — кислород проходит через голосовую щель, попадает в трахею — дыхательное горло, трахея передает кислород в бронхи, а бронхи наполняют легкие. Значит воздухом наше тело наполнено все время. Мы выяснили значение гортани в нашей жизни. Как дышат люди? - все по разному. Существует ключичное, грудное, диафрагмальное дыхание. Это то, что придумали «человеки». Дышать нужно животом, то есть его кишечным помещением: вдох — выпячивание живота. Ключичное дыхание — это выдумка. Грудное — задерживая вдох в грудном, вы нарушаете функцию в бронхах и они начинают болеть(бронхиальная астма). Диафрагмальное — это нарушение здоровья солнечного сплетения, которое находится ближе к области желудка. Нарушение здоровья солнечного сплетения - это серьезно и приравнивается к заболеванию сердца. Мы закончили разговор о дыхании и переходим к голосу. Голос — совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок. 36 лет я занимаюсь большим количеством учеников, окончивших музыкальные учебные заведения, но лишенные природы и профессиональности, которым нужно было вернуть природу. Ни в одно учебное музыкальное заведение: институты, консерватории, академии, университеты, я не пошла. Хотя, как успешную певицу (институт им. Гнесиных), меня приглашали. Зная, что я мыслю о механизме голосообразования совершенно по иному, обучение должно базироваться на физиологи - эта мысль отличается от существующего преподавания. Доказать на кафедрах это невозможно. Я доказала на деле. «Мои учебники- мои ученики» — их много, имена их известны, они все поют в России и заграницей в оперных театрах. У меня авторская методика и все мои ученики поют одной школой. Моя метода основана на психологическом процессе, на утверждении, что речь и пение - это одна функция. Поэтому конечном результатом достижения красивого, свободного пения является разговор на долгих гласных. Как проходят наши занятия? Вокал в переводе с итальянского — глас, то есть голос. Опираясь на этот перевод, мы работаем над гласными, то есть звуками, которые рождаются в гортани, при колебании голосовых связок, рождаясь остаются на месте рождения, а тон дает организм, включая нервную систему, голову, уши. Голова мыслит, а уши слышат. Для начала звука, я предлагаю сделать вдох животом. Вдох — тяж, который открывает гортань, укладывает язык ложечкой и гортань произносит гласную, а в дальнейшем слово, состоящее из гласных и согласных. Почему закрывается гортань? Когда мы молчим — она открыта. Слово состоит из гласных, которые звучат и согласных, которые не звучат, без гласных. Согласные рождаются во рту, при помощи языка, неба, губ — они беззвучные и всецело зависят от гласных — СО-ГЛАСНЫЕ. Свои занятия я начинаю с низких нот грудного регистра, так как в грудном регистре открыта гортань и хорошее смыкание. Последние годы очень трудно слушать людей, которые не говорят присущим им голосом, а очень высоко. Я считаю, что это психологическое явление: человек не нашедший себя, заинтересованность в работе, защищается детской речью — с детей спроса нет. Что происходит с их речью? Они подтягивают гласные в рот, который не дает форму гласной. А согласная незвучащая закрывает гортань. Такой разговор травмирует слизистую оболочку глотки (небо, задняя стенка и корень языка - это рот). Слизистая, защищаясь выделяет слизь, эта слизь вся идет под связки и мешает хорошему смыканию. Если начать правильно говорить (рождение гласной в гортани) энергия связок отторгает эту слизь. Медициной установлено, что слизистая оболочка глотки меняется. Регенерация происходит раз в сутки, а утром ее начинают заново травмировать, при такой речи исчезает богатство человеческого голоса и к 35 — 40 годам спазм гортани, так как большая энергия гортани не используется, она заболевает и возможны операции гортани. Мы разобрались с глоткой и согласными. Пение это выдох. Выдох, идущий из легких. А для того, чтобы осуществить выдох, нужен запас воздуха(добавить воздух в легкие). Поэтому я прошу сделать вдох и произнести синхронно со вдохом гласную — долгую. Наша речь — это короткие гласные, а пение долгие. Почему долгие? Потому что природа пения — долгота. Первая гласная всегда долгая, поэтому мне пришлось подумать, как осуществить звуковедение. Раз первая гласная долгая и, чтобы слово было понятным, следующую гласную нужно провести по долготе первых и так - каждая последующая гласная продолжает предыдущую. Долгота требует помещения, поэтому воздух, которым наполнено тело, предоставляет это помещение гласным. Озвучивая воздух, звук — голос находит опору — главное условие для удобства пения. И так, звучащий воздух в теле дает объем. Таким образом, при начале звука появляется звуковая волна (закон физики), которая ищет воздух внутри организма и находит его: гайморова полость и лобные пазухи, головной резонатор — он дает яркость и полетность («резоно» — отклик), и бронхи с воздухоносными бронхиолами — грудной резонатор - это объем и мощь. Звуковая волна, соединяя головной и грудной резонаторы дает органику — звучащее тело. Долгота гласной дает понятное слово, льющийся звук и мелодию. Для меня, долгие годы было загадкой выражение - «чем выше, тем ниже». Технику этого явления никто не мог объяснить. Я смогла к этому придти — звук идет за вдохом, его озвучивая долгая гласная (звук) ведет в долготу, все остальные гласные на озвучивание воздуха ниже, ниже и ниже, как резинка вертикально натянутая, потому что есть место, где можно поместиться- тело заполненное воздухом. Все тело наполняется звуком, звук полетный и объемный заполняет все уголки помещения. И певец красив, свободен и получает удовольствие от пения. Человеческий голос — это духовой инструмент, если воздух не озвучен, то звук некачественный. Я абсолютно убежденна, проблема постановки речевого и певческого голоса мною успешна решена. «Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит ее недостаточно» Борис Пастернак. Считаю, что метод преподавания должен быть единым. Требуется психологическая перестройка, чтобы метод со временем стал частью слаженной системы и продвижения науки. Основным условием научного процесса должно быть преодоление общепринятых теорий и перестройка учебного процесса. Из-за неправильного метода обучения ломаются сотни голосов. Часто за преподавание берутся бывшие хорошие певцы, не проанализировав своего пения — процесс не получается. А в основном преподают не получившиеся певцы. Бернард Шоу сказал: «Тот кто умеет — делает, кто не умеет — учит». Я не собираюсь порывать с невежественными людьми, которые занимаются не свои делом: лишают певцов природы, которая всегда дается красивой, и лишают молодежь надежды, познания себя и квалификации. За 36 лет моего преподавания я вернула к природе большое количество певцов, которые сейчас счастливы и профессиональны. В 1994 году я была приглашена профессором Рочеком — руководителем международной летней академии, при Моцертеуме Зальцбург, Австрия, проводить мастер класс для певцов, приезжающих со всего мира. В течении пяти лет, очень успешно, я проводила мастер классы. Для того чтобы понять то, о чем в статье шла речь ,нужно иметь достаточное количество терпения и мысли. Успеха вам. Профессор Гертруда Троянова. ПС Опасаюсь, что вышедшая большим тиражом книга ларинголога Э. Карузо, о методе его пения, будет новым пособием для пения, купившим эту книгу. Несмотря на очень толковые рассуждения этого человека, метод пения Э.Карузо не разгадан. Его феномен в дыхании, которым он озвучивал тело — феномен — объем. Объем звука- который мне удалось доказать. Сам Э.Карузо не мог проанализировать своего пения.